Назад к списку

Бизнес ароматизация. История развития. Основные направления. 

 1. Бизнес-ароматизация – мощный инструмент, оказывающий влияние на покупателей с помощью ароматов. В настоящее время он широко используется лидерами бизнеса в Европе и Америке. 2. История развития. Из истории известно, что в IV тысячелетии до нашей эры египтяне использовали ароматы для домашнего употребления и публичного воздействия. При прохождении важных государственных мероприятий египтяне курили ладан, считалось, что его запах раскрывает душу.


При строительстве храмов в Индии в строительный раствор добавляли эфирные масла, приготовленные по тайным рецептам, это создавало атмосферу прохлады, располагало к раздумьям, покою, медитации и способствовало дезинфекции помещения. Внутри храма постоянно горели курительные палочки. 

Об отношении китайцев к ароматам можно судить по письмам известного китайского философа Ван Вей периода династии Тан (618-907 годы) к своему ученику: «Ароматы действуют на тебя очищающие и восстанавливающие, укрепляя твою энергию и наполняя твои мысли спокойствием и умиротворением». 

В Древней Руси лечение запахами было традиционным. Устраивали так называемое чепучинское сидение. Маленькая деревянная камера ("чепучина"), насыщенная ароматом распаренных трав, помогала избавиться от многих болезней. Женщины из мещанского сословия любили герань, считалось, что ее запах создает в доме атмосферу уюта и спокойствия. 

Это лишь несколько примеров, убеждающих нас в том, что воздействие ароматов было замечено людьми с древних времен, но механизм распознавания и запоминания запахов до последнего времени оставался загадкой. На западе первым занялся изучением запахов в современной психологии Алан Хирш (американский психиатр). Хирш выяснил, что определенные запахи вызывают у человека конкретное поведение и действия. Он начинал с выгодного и простого для бизнеса дела - распространял в розничных отделах специальную эссенцию. После этого опыта было установлено, что продажа товаров возросла в тех отделах, где была распространена эссенция. В результате серии проведенных экспериментов американские ученые Линда Бак и Ричард Аксель, стали лауреатами Нобелевской премии в области медицины и физиологии 2004 года. Ученые объяснили, как функционирует обонятельная система человека. Они обнаружили гены, которые обеспечивают развитие обонятельных рецепторов определенных типов. Такие рецепторы локализуются на рецепторных клетках, находящихся в верхней части назального эпителия. Каждый рецептор может идентифицировать ограниченное число пахучих субстанций. Далее обонятельные рецепторные клетки посылают сигналы в специфические образования обонятельной луковицы, после чего импульсы поступают в кору головного мозга, где информация, полученная от различных типов обонятельных рецепторов, комбинируется в определенный набор, характерный для каждого запаха. Комбинация полученных кодов формирует некий узор, напоминающий мозаику. Такие карты запахов лежат в основе нашей способности распознавать, анализировать и хранить в памяти примерно 10 000 различных запахов. Направление Бизнес ароматизации пришло в Европу из Америки и Японии, где ароматам всегда придавалось большое значение. Достаточно вспомнить популярное в Японии искусство «кодо» (искусство благовоний). В «кодо» к стихотворному фрагменту важно подобрать тот аромат, который точно отразит характер стихов, их эмоциональную атмосферу, добиться полной гармонии в триединстве: иероглиф - для зрения, слова - для слуха, аромат - для обоняния. Таким образом, задействованы все три канала восприятия информации: зрительный, слуховой и обонятельный. Что касается двух первых анализаторов, то они у современных потребителей перегружены. За день житель большого города сталкивается с таким огромным объемом аудиовизуальной информации, что уже не способен переварить ее. Что же касается третьего обонятельного анализатора, то он, по мнению маркетологов, в условиях общей перегрузки гораздо более перспективен для донесения информации до клиента.

На европейском рынке, открывшим для себя бизнес ароматизацию пятнадцать лет назад, его значение с каждым годом растет. В определенной степени это обусловлено жесткой конкуренцией. Чтобы сегодня заинтересовать покупателя уже недостаточно того, чтобы продукт был просто качественным. Шоппинг (слово уже, кажется, прочно вошло и в лексикон российского потребителя) стал для многих одним из развлечений, которому люди уделяет немалую часть своего свободного времени, и этот процесс должен доставлять им удовольствие, вызывать приятные эмоции, оставаться в памяти. Технологии бизнес ароматизации в состоянии оправдать ожидания покупателей.

Яндекс.Метрика